Пасхальные яйца Фаберже.
Начиная с 1885 до 1916 года придворный ювелир царской семьи, Карл Фаберже, преподносил царю по одному шедевру в год. Общее количество, созданных Фаберже для императорской семьи пасхальных яиц, составляет 50.
Начиная с 1885 до 1916 года придворный ювелир царской семьи, Карл Фаберже, преподносил царю по одному шедевру в год. Общее количество, созданных Фаберже для императорской семьи пасхальных яиц, составляет 50.
- ЧИТАЕМ И СМОТРИМ ДАЛЬШЕ:
Пасха до революции была любимым праздником людей России, так как совпадала с приходом весны, тепла и пробуждением природы. В конце XIX столетия Пасха приобрела универсальное значение: образовалась целая отрасль прикладного искусства, занимавшаяся выпуском пасхальной продукции. Пасхальные яйца производились в огромном количестве, и изготовлялись они из самых разных материалов - стекла, фарфора, дерева, различных поделочных материалов, камней, и цветов.
Балерина Матильда Кшесинская в свое время рассказывала, как на Пасху ей подарили большое яйцо из живых ландышей, а к нему было прикреплено миниатюрное драгоценное яйцо, которое можно было носить как брелок. Однажды ей подарили простое соломенное яйцо, внутри которого, лежали упакованные чудесные вещицы от Фаберже.
Императорские Пасхальные Яйца Фаберже
Ювелирные пасхальные яйца Карла Фаберже считались вершиной жанра пасхального прикладного искусства, они стали своеобразным символом эпохи.
Царь Александр III дарил пасхальные яйца Фаберже своей жене Марии Федоровне, царь Николай II преподносил в качестве подарков своей матери, и жене Александре Федоровне. Предположительно, что императоры дарили пасхальные яйца, произведенные Фаберже и другим членам царской семьи. В настоящее время известно только 42 сохранившихся шедевров Фаберже.
Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие - чтобы произведение не имело повтора.
Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император.
Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.
Техника выполнения яиц
Сделанные яйца скреплялись застежками и петлями, чтобы при необходимости, их можно было легко разобрать для ухода за ними или ремонта. В свою очередь использование такой техники и такая конструкция изделия, снимали многие ограничения в выборе материалов. Фаберже сочетал использование драгоценных материалов с недорого стоящими материалами, но удобными в обработке.
«Скорлупа» яйца эмалировалась в известной технике Фаберже. Если яйцо состояло из двух раскрывающихся половинок, дизайн разрабатывался так, чтобы отделка тщательно маскировала смыкающиеся края обеих половинок.
Декоративные накладки, крепящиеся к поверхности пасхальных яиц, не только определяли особенности художественного стиля, но и способствовали созданию сюжетов, которые предвосхищали или подчеркивали значение находящихся внутри сюрпризов. Выбор материала для изготовления декоративных отделок зависел от их предназначения.
При изготовлении пасхальных яиц как заменитель золота, обладающий и красотой, и прочностью, использовались золоченая бронза, позолоченное серебро. Серебро применялось также для изготовления рамок миниатюрных портретов-сюрпризов, так как имело самую блестящую поверхность из всех материалов. Для чисто декоративных целей Фаберже часто использовал цветное золото. Подбирая соотношение чистого золота и других чистых металлов, он получал набор оттенков различной насыщенности.
Многие пасхальные яйца украшены сплошной декоративной сеткой (cagework), которая изготовлялась из весьма разнообразных материалов.
Большая часть деталей внешней отделки, начиная с каркасов и фестонов из золота разных оттенков и кончая листьями и стеблями цветов на пасхальном яйце “Ландыши”, крепились к оболочке яйца при помощи миниатюрных застежек. Застежки, припаянные к обратной стороне деталей, вставлялись в отверстия в оболочках. Затем они сгибались вдоль внутренней поверхности оболочки, чтобы прочно закрепить украшения. Во время сверления отверстий в эмалированной оболочке яйцо погружали в воду, чтобы сверло не перегрелось и не повредило эмалированное покрытие.
Сюрпризы в яйцах Фаберже
В числе “сюрпризов” спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже - миниатюрные модели, сделанные из драгоценных материалов, ювелирные изделия, а также изображения людей, событий и мест, имевших значение для императорской семьи. Некоторые сюрпризы - по сути, отдельные произведения искусства, которые можно увидеть или, как в ряде случаев, привести в движение, только при извлечении из яйца. Другие секреты можно наблюдать сквозь прозрачную оболочку яйца.
Открывающиеся части яйца крепились на шарнирах. Верхняя часть оболочки яйца выполняла роль крышки. Боковые части были створками, открывающимися вверх или вниз в зависимости от расположения шарниров. Деталь внешнего корпуса яйца, скрывающая сюрприз, обычно крепилась на пружинных шарнирах, которые сконструированы таким образом, что при нажатии кнопки или собачки она плавно открывалась.
Не существовало предмета, объекта или растения, который бы не смогли воспроизвести мастера Фаберже в качестве сюрприза для пасхального яйца. Макет Гатчинского дворца с прилегающими территориями, с деревьями, фонарными столбами, был изготовлен из золота четырех цветов. Макет памятника Петру I, выполненного Фальконе по заказу Екатерины Великой, также нашел воплощение в “сюрпризе”. Пасхальное яйцо Фаберже “Гатчинский дворец” находится в городе Балтимор, штат Мерилэнд, США, Музей Всемирного художественного искусства Волтера (The Walters Art Museum).
Простые механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, были сконструированы специально для каждого случая. Простой передаточный механизм поднимал и опускал три миниатюрных портрета царя Николая II и его старших дочерей, Ольги и Татьяны в пасхальном яйце “Ландыши”. В некоторые яйца встроены часы, механизмы которых заводятся ключами, которые обычно вставляются в отверстие в задней части корпуса, но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющихся каждый час из верхней части яйца.
Пожалуй, самым знаменитым “сюрпризом” является коронационная карета из пасхального яйца “Коронационное” - миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма (8см), сделанный из золота и эмали - точная копия кареты, которая использовалась при коронации Николая II и его жены 1896 г. “Занавески” выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.
Самые хитроумные секреты приводятся в движение заводными механизмами. Основой для создания этих механизма послужили швейцарские автоматы XVIII века; однако макет поезда в пасхальном яйце “Великий Сибирский путь” является точной копией настоящего локомотива и вагонов транссибирского экспресса. Действующая модель поезда складывается секция за секцией в обитый бархатом футляр внутри яйца. Карта железнодорожного маршрута и венчающий всю композицию геральдический орел служат также и намеком на сюрприз, скрытый внутри яйца.
Выполненное в лучших традициях Фаберже пасхальное яйцо “Великий Сибирский путь” и его “сюрприз” входят в число тех произведений искусства, что радуют глаз, пленяют воображение и греют душу.
Девять яиц возвращенные в Россию
4 февраля 2004 аукционный дом Sotheby's объявил о продаже по частному соглашению коллекции Фаберже Форбса российскому промышленнику Виктору Вексельбергу, который вернул яйца в Россию. До возвращения в Россию коллекция, включающая легендарные девять Императорских Пасхальных Яиц, была представлена на общественной выставке в Сотби в Нью-Йорке. Эта часть коллекции, состоящая из девяти яиц, была оценена в 90 миллионов долларов, окончательная сумма сделки не разглашается. Аукционный дом Сотби осуществлял эту частную сделку от имени семейства Форбс.
По материалам: Императорские пасхальные яйца Фаберже
Пасхальные яйца Фаберже из коллекции Московского Кремля (Оружейной палаты)
[size=11]Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Один из самых старейших и богатых музеев Московского Кремля - Оружейная палата, обладающая замечательным собранием памятников
декоративно-прикладного искусства. В коллекции национальной сокровищницы представлены изделия русских ювелирных фирм XIX и начала XX веков. Среди них - произведения знаменитой фирмы Фаберже: часы, портсигары, ювелирные украшения, столовое серебро, чайные и кофейные сервизы, оправы хрустальных ваз, миниатюрные скульптурные фигурки из цветных поделочных камней.
Гордость коллекции - десять императорских пасхальных яиц с сюрпризами, которые являются вершиной творческого вдохновения и отточенного мастерства целой плеяды выдающихся ювелиров и художников под руководством Карла Фаберже, которого в начале XX столетия в Париже признали Мэтром - одним из лучших ювелиров современности.
Изготовление изыскано украшенных пасхальных яиц было и традицией, и
старинным ремеслом в России. Задолго до того, как Фаберже начал создавать ювелирные яйца для императорской семьи, яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его талантливая команда художников, ювелиров, камнерезов, скульпторов-модельщиков и миниатюристов сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до беспримерного и непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.
Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна). Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них - миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из "пушистого" золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами.
Ювелирные пасхальные яйца-сувениры являлись сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но часто и для императора, заказывавшего их. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.
Яйцо с моделью крейсера "Память Азова", 1891
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
На броненосном корабле "Память Азова", построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая - фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.
Яйцо было подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г.
Яйцо-часы, 1899
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Стрелка часов напоминает стрелу Амура, выпущенную из лука; она окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене, императрице Александре Федоровне.
Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Это пасхальное яйцо - характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события - строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины.
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне.
Яйцо-клевер, 1902
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата "1902" и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле "модерн" с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы.
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г.
Яйцо "Московский Кремль", 1904-1906
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля - одновременно величественного и сказочно - нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры.
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.
Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Александровский дворец был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали "царскосельскими отшельниками".
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г.
Яйцо с моделью яхты "Штандарт", 1909
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Яхта "Штандарт" была любимой яхтой Николая II. На ней семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г.
Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Модель внутри яйца воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце.
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г.
Яйцо "300-летие дома Романовых", 1913
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Увеличить это изображение Щелкните здесь, чтобы увидеть его в исходную величину.
Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты "1613" и "1913". Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики.
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г.
Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916
[/size]
Ср 06 Дек 2023, 16:59 автор натулик
» Беседка
Ср 06 Дек 2023, 16:55 автор натулик
» Галерея выпускников "Крошка Пион"
Пн 04 Дек 2023, 20:29 автор натулик
» Галерея выпускников школы "От горшка два вершка" Ветка ели "Зимнее лукошко"
Чт 09 Ноя 2023, 19:34 автор натулик
» Галерея выпускников школы "От горшка два вершка" Эустома . Гармония
Вс 09 Апр 2023, 13:30 автор натулик
» Галерея выпускников школы "От горшка два вершка" Ветка ели " 3 этап
Пт 20 Янв 2023, 00:16 автор Nati88
» Болталка
Пт 06 Янв 2023, 18:39 автор Айнулина Наталья
» Галерея
Ср 28 Дек 2022, 21:18 автор prinad
» Галерея Ёлочек
Ср 28 Дек 2022, 19:36 автор Алёнушка
» 3 этап
Вс 25 Дек 2022, 22:51 автор Алёнушка
» 2 этап
Пн 19 Дек 2022, 18:27 автор Алёнушка
» 1 этап. Срок сдачи 20.12.2022г
Пт 16 Дек 2022, 09:30 автор olga565656
» Соглашение
Ср 14 Дек 2022, 22:49 автор Алёнушка
» Материлы
Ср 14 Дек 2022, 21:56 автор prinad
» Соглашение
Пн 12 Дек 2022, 20:47 автор Алёнушка
» Материалы
Пн 12 Дек 2022, 20:27 автор Наталья ПП1
» кролики
Пт 09 Дек 2022, 22:16 автор Антонина-gfy
» Галерея выпускников школы "От горшка - два вершка" Ягодка "Утренняя прогулка"
Ср 07 Дек 2022, 12:42 автор Наталья ПП1
» Галерея выпускников школы "От горшка - два вершка" Ягодка "Страна чудес"
Вт 06 Дек 2022, 23:20 автор Наталья ПП1
» Галерея работ "Акварель"
Вт 06 Дек 2022, 23:19 автор Наталья ПП1
» Галерея выпускников школы "От горшка - два вершка Тюльпан "Навстречу весне"
Вт 06 Дек 2022, 09:54 автор Наталья ПП1
» Галерея работ "Зимняя рябинка"
Пн 05 Дек 2022, 22:50 автор Наталья ПП1
» Галерея выпускников школы "От горшка - два вершка" Тюльпан "Улыбка весны"
Пн 05 Дек 2022, 21:47 автор Наталья ПП1
» МК новогодние сувениры своими руками видео
Чт 01 Дек 2022, 08:02 автор Антонина-gfy
» Рождественские венки
Вс 27 Ноя 2022, 11:29 автор Антонина-gfy
» Конфетка №3 от Selena-s
Пт 25 Ноя 2022, 13:44 автор Natalie999
» Конфетка №2 от Selena-s
Пт 25 Ноя 2022, 00:49 автор АллаЯ
» Конфетка №1 от Selena-s
Пт 25 Ноя 2022, 00:31 автор АллаЯ
» Конфетка №3 в память tomilla
Ср 23 Ноя 2022, 00:18 автор АллаЯ
» Конфетка №2 в память tomilla
Ср 23 Ноя 2022, 00:09 автор АллаЯ